Комитет Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддержал правительственный законопроект о расширении полномочий кабмина во время чрезвычайных ситуаций и возникновении угрозы опасных заболеваний, но отметил необходимость усиления парламентского контроля за ходом реализации антикризисных мер.

Документ направлен на урегулирование отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Он предоставляет кабмину право водить режим чрезвычайной ситуации по всей России или ее части и осуществлять различные меры, в том числе, вводить временный мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Мораторий вводится в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах.

В заключении на законопроект комитет обращает внимание, что перечень таких исключительных случаев является открытым, а срок действия моратория устанавливает само правительство "по неуказанным в законопроекте критериям", который может быть продлен, если "не отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения". Причем наличие обстоятельств для введения моратория, а также перечень видов экономической деятельности и отдельных категорий лиц, на которых он распространяется, должно определить само правительство."В этой связи представляется, что наделение правительства РФ широкими полномочиями по управлению экономикой в кризисный период должно в обязательном порядке сопровождаться усилением парламентского контроля за ходом реализации антикризисных мер", - указывается в заключении.

По мнению комитета, необходимо учитывать, что с введением моратория и ограничением прав кредиторов при этом возрастают риски неисполнения должниками своих обязательств, ограничения доступа к кредитам и их удорожания.

Кроме того, у комитета "в целом вызывает сомнение предлагаемое законопроектом приостановление взыскания с должника по исполнительным документам, связанным с возмещением вреда жизни, здоровью, выплатой заработной платы и иных взысканий в пользу "социальной" категории кредиторов". А признание ничтожными сделок, совершенных должником, на которого распространяется мораторий, в период его действия, приведет к нарушению интересов его контрагентов, так как у них будет отсутствовать информация о платежеспособности должника, в том числе о стоимости его активов на дату введения моратория.

Комитет обращает внимание, что это больше всего затронет ресурсоснабжающие организации, которые в соответствии с законодательством обязаны заключать договоры, так как являются зачастую единственными поставщиками услуг. В связи он полагает "целесообразным предусмотреть особенности оспаривания сделок в указанный период моратория".